ФАС пересчитала операторов наружной рекламы

По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), более ста операторов наружной рекламы занимают на рынке рекламы преимущественное положение. Это означает, что на уровне муниципалитета их доля (то есть отношение общей площади рекламных конструкций, находящихся в собственности компании, к общей площади всех рекламоносителей, расположенных на данной территории) составляет более 35%. Закон «О рекламе» с июля 2008 г. разрешает заключать договор на работы по установке и эксплуатации рекламных конструкций исключительно на основании результатов конкурсов или аукционов. Компании с преимущественным положением на рынке наружной рекламы к участию в торгах не допускаются.

В результате проведённой ФАС проверки выяснилось, что в подавляющем большинстве регионов торги проведены не были, поскольку все договоры об установке рекламы были заключены ещё до июля 2008 г.

В ходе проверок был составлен список тех компаний, которые занимают на рынке наружной рекламы преимущественное положение. В списке, с которым можно ознакомиться на сайте ФАС, оказались более ста операторов. Большинство из них являются малоизвестными компаниями и индивидуальными предпринимателями из небольших городов. Из крупных операторов, которые работают на территории всей страны, ФАС уличила только две группы: News Outdoor и Gallery. Входящие в состав Gallery компании «Проспект» и «Аливи-город» занимают на двоих немногим менее 46% барнаульского рынка. А доля ООО «АПР-Сити/ТВД», которое принадлежит News Outdoor, составляет 58% в Иркутске и более 80% в некоторых районах Ивановской области.

По словам генерального директора компании «Эспар-Аналитик» Андрея Берёзкина, полученные результаты были вполне ожидаемыми, поправки же к закону «О рекламе» как раз и преследовали цель воспрепятствовать монополизму в наружной рекламе.

В Москве и Санкт-Петербурге доминирующие компании выявлены не были. Например, в Москве на июль 2010 г. News Outdoor принадлежало не более четверти всех рекламных конструкций, а Gallery — не более десятой их части. В Петербурге же News Outdoor контролирует всего около трети рынка. Однако площадь небольших рекламных конструкций, а также транспарантов-перетяжек в ходе проверки не учитывалась.

В Нижнем Новгороде, по данным ФАС, News Outdoor и аффилированные с ней компании в октябре 2009 г. являлись обладателями 34,8% площади всех рекламных конструкций. Однако в рекламном совете Нижегородской области уверены, что эта цифра сильно занижена. Реально же доля этого оператора в Нижнем Новгороде может составлять до 90%.