Кризис на рынке наружной рекламы в Москве

Тяготы мирового финансового кризиса в достаточной мере ощутили на себе все сферы бизнеса. Не стал счастливым исключением и рынок наружной рекламы. Доходы субъектов этого рынка в сравнении с докризисным периодом снизились на 30-40%. Это неудивительно, ведь такой род бизнеса связан с фиксированными затратами, доходы же здесь всегда вариативны. Поэтому, когда доход падает, например, на 40%, расходы же возможно сократить всего лишь на 10%, ни о какой прибыли речь уже не идёт, и оператор, вынужденный потреблять накопленное за прошлые годы, становится убыточным.

С самого начала кризиса операторы наружной рекламы надеялись на поддержку государственной антикризисной политики. В первую очередь они ждали сокращения арендной платы за места размещения рекламы. Арендная плата — основная статья расходов операторов, и её снижение позволило бы уменьшить расценки на услуги операторов наружной рекламы для рекламодателей.

С начала кризиса прошёл уже почти год, когда после множества бюрократических проволочек правительство Москвы приняло наконец решение о 30-процентной льготе. Договора между московским комитетом рекламы и операторами были подписаны ещё позже. Подобное отношение органов власти к бизнесу, к сожалению, очень мало напоминает оперативный кризис-менеджмент.

Следует отметить, что за время кризиса не произошло массового закрытия мелких операторов наружной рекламы. Многие из них оказались не менее профессиональными и жизнеспособными, чем знаменитый News Outdoor. Выживание происходило по принципу конкурентоспособности операторов, их величина не имела принципиального значения. Многое зависит здесь и от позиции муниципалитетов. Некоторые из них заняли очень жёсткую позицию: оставив арендную плату без изменений, они сносили все конструкции, за размещение которых не было вовремя уплачено. В таких сложных условиях выжили только самые сильные операторы, и предложение на рекламном рынке резко пошло на убыль. В тех местах, где муниципалитет принял решение о снижении арендной платы, цены на наружную рекламу упали, и количество рекламных носителей на городских улицах осталось практически без изменений.

В сложных условиях работают операторы наружной рекламы в Москве. Правительство города регулярно преподносит им «сюрпризы» в виде запретов на размещение каких-либо видов рекламных конструкций то в одних, то в других местах. Так, были попытки запретить размещение световых коробов на кольцевой МКАД.

В условиях кризиса как никогда критерием востребованности бизнеса является прибыль, которую он приносит. Это создаёт сложности для операторов рынка наружной рекламы, ведь большинство проектов в этой сфере может дать заметный результат только через несколько лет упорной работы. Кризис нередко вынуждает операторов отказываться от полезных начинаний, а то и закрывать проекты, над которыми трудились многие люди.