Стеклопластик своими руками. Глава 1. Изготовление мастер-модели

1.1. Создание модели изделия

Все модели начинаются с идеи. В нашем случае, это был заказ изделия. Что такое идея, все конечно знают. Практически все идеи, даже самые бредовые, рождаются спонтанно, и их можно воплотить в жизнь. Как это сделать? Ответ на этот вопрос и будет главной темой наших уроков.

Итак, мы остановились на идее. Что необходимо сделать в тот момент, когда в голову пришло желание сделать что-то необычное? Совершенно верно — взять в руки карандаш и нарисовать.

clip_image002

Но я не умею рисовать, скажете вы, что делать?

Ничего страшного, нарисуйте, как можете, совсем не обязательно показывать кому-то эти рисунки. Главное, чтоб вы не потеряли идею, ту самую ниточку, которая ведет вас к цели, или к мечте. Главное, чтобы вы сами поняли ваш рисунок, чтобы потом можно было объяснить художнику ту самую уникальную идею изделия, которая пришла вам в голову.

Очень важно рисовать эскиз самому, чтобы рука почувствовала повороты, закругления, форму изделия. Ведь когда вы рисуете, вырабатывается связь между рукой (тем, что мы делаем) и глазами (что мы видим).

Идея рождается в голове в виде образа, который потом рисует рука, а глаза проверяют правильность исполнения. Если что-то в вашем рисунке не соответствует вашему образу, значит, вы упустили какой-то важный момент, который надо обязательно найти, иначе то, что вы делаете, теряет весь смысл.

В нашем случае это произошло иначе. Клиент показал три фотографии изделий, указал на некоторые отдельные детали и пожелал включить их в своё изделие.

Кстати, вы вполне можете попросить художника нарисовать эскиз изделия, только не забудьте рассказать ему про вашу изюминку.

Итак, с идеей мы разобрались. Теперь у вас есть тот самый рисунок-прообраз будущего изделия. Что делать дальше? Перерисуйте его несколько раз, чтоб рука поддавалась зрительному образу. Затем возьмите пластилин или глину и слепите уменьшенную модель изделия. Тренируйтесь до тех пор, пока желаемое изделие не обретет нужный вам вид. Это нужно для того, чтоб образ изделия сохранился в памяти и, конечно же, чтобы в процессе моделирования вы не испортили даром кучу материалов, потому что они не такие уж и дешевые.

Ну и это у нас получилось. Идем дальше. Продолжаем творить, но уже само изделие. Для этого нам понадобятся:

1. обычный пенопласт, плотность не ниже 35, потому что им легче работать и точнее получается форма изделия.

2. строительная пена, которая продается в баллончиках;

3. финишная сухая смесь (можно использовать Fugen Fuller);

4. наждачная бумага, крупная, скажем, № 60 или № 80, и чуть помельче — № 100 и № 180;

5. карандаш для глаз (таким карандашом очень хорошо рисовать на пенопласте);

6. мягкая кисточка, желательно из натурального волоса. Размер кисточки следует выбирать в зависимости от величины изделия;

7. посуда для смеси;

8. нож ( лучше всего подойдет канцелярский);

9. резиновый шпатель;

10. ну и, конечно, линейка с рулеткой.

После того как мы приготовили необходимые материалы и инструмент, переходим к моделированию. Нам нужно рассчитать размер, глубину, выделить место для той самой изюминки проекта, определить высоту изделия и угол съема изделия.

Начинаем выклеивать грубую форму из пенопласта. Клеим небольшим количеством пенки.

clip_image004На листы пенопласта наносим небольшое количество пенки и прижимаем. Ждем, пока она высохнет. Выклеивать модель (болван) можно двумя способами:

1. клеить листы сверху один на другой, набирая толщину, или

2. разрезанные листы по толщине и формы завала выклеивать один рядом с другим, набирая ширину изделия.

В этом проекте мы использовали оба способа.

Вы спросите, почему строительная пена, если можно использовать клей? Потому что когда мы начнем шлифовать изделие, швы будут сильно заметны из-за большой разницы в плотности материалов.

Итак, грубый болван готов. Теперь крупной наждачкой вышлифовываем саму форму модели и доводим её до нужного нам качества. И вот теперь ваши глаза и руки не должны будут вас подвести, иначе нужно будет заново делать грубую модель, или делать вставки. Это отнимает очень много времени и плохо влияет на саму финишную обработку формы. Сразу приучайте себя обращать внимание на лишние швы, лишние заметные невооруженным глазом точки.

Крупной наждачкой (№ 60) мы придали модели нужную нам форму и теперь переходим к финишной обработке. Обрабатываем поверхность мелкой наждачкой (№100), убирая все неровности и риски от крупной наждачки.

В данном проекте форму мы выводили ножовкой по дереву с мягким полотном, потом наждачкой.

Бывает что от пенопласта отлетают кругляши, шарики, это не страшно, все потом закрывается смесью с помощью обычного резинового шпателя.

Модель из пенопласта, готова, но не совсем.

clip_image006Для того чтобы на основе модели мы смогли изготовить матрицу, нам нужно будет сделать отбортовки для обозначения так называемой рабочей поверхности.

Отбортовки выклеиваютя по всему периметру изделия и доводятся также до почти идеального состояния с помощью канцелярского ножа или наждачки, если вам это удобнее. Помните, что линия соприкосновения модели с отбортовкой будет в дальнейшем местом обреза облоя (отходов) от изделия. Угол между изделием и отбортовкой должен быть немного больше 90 градусов.

 

clip_image008Можно еще отбортовку сразу склеить с нашей моделью, еще на начальной стадии моделирования, но вам будет сложнее визуально оценить точность исполнения.

Выемки от кругляшей пенопласта закрываем смесью с помощью шпателя. Как смесь высохла, делаем другую смесь. Плотность этой смеси должна напоминать жидкую сметану. Кисточкой наносим тоненький и равномерный слой, где-то около 2 мм по всей поверхности модели и отбортовки.

Как смесь высохла, мелкой нождачкой (№100 или лучше № 180) убираем борозды от кисточки, делаем ровный и четкий угол между болваном и отбортовкой, и на этом наша модель готова.

Перед дальнейшей обработкой модель должна полностью высохнуть.

Итак, наш болван высох. Он должен быть обязательно сухим, потому что полиэфирное сырьё очень не любит влагу и наотрез отказывается входить в реакцию. Даже если верхний слой и высох, то когда вы вытащите изделие из модели, весь верхний слой будет сырым и невозможно будет его обрабатывать. Поэтому не спешите с формовкой.

clip_image010Это один вариант. Другой заключается в следующем:

После того как модель готова, оставляете ее на один или два дня, чтобы верхний слой немного подсох. Потом, есть такой материал, как грунтовочная шпатлевка, еще ее называют жидкой шпатлевкой. Наносим пульверизатором хороший слой, ждем чтоб он высох, и обрабатываем наждачной бумагой до выравнивания формы.

Эта грунтовка хороша тем, что её можно шлифовать до создания глянцевой поверхности, только наносить ее лучше в 2­-3 слоя перед финишной шлифовкой.

Первый слой нанесли, выровняли наждачкой №180, потом второй слой и третий, начинаем с наждачки № 180, потом № 240, потом № 320, № 400, № 600, № 800, № 1000, № 1500 и № 2000. И после этого обрабатываем полировочной пастой.

Не наносите шпатлевку на чистый пенопласт, иначе он расплавится, и вы потеряете всю форму изделия. Теперь начнем собирать материал для обработки нашей модели.

1.2. Обработка модели перед формованием

Нам понадобится воск для разделительного слоя.

Это не простой воск, а специальный, и его можно приобрести в компаниях, которые занимаются продажей сырья для производства стеклопластика. Можно купить самый дешевый воск, потому что остальные воски для специальных применений (когда форма подвергается нагреву, или смазывание матриц перед формованием готового изделия и т.д.). На модель уходит больше воска, чем на матрицы, и поэтому не стоит зря тратить деньги, ведь наш курс рассчитан на минимальную стоимость проекта. В тех компаниях, где можно приобрести воск, можно встретить и материал для изготовления моделей, но он дороже. Для начала, научиться надо на более дешевых материалах, чтоб зря не портить дорогой материал.

Я до сих пор работаю по этому методу. Меня и моих клиентов все устраивает. А клиентов устраивает, потому что себестоимость, моих моделей, выходит маленькая.

Мы чуть отошли от темы.

Итак, идем дальше.

Воск наносим на модель, ровным тоненьким слоем, мягкой тряпочкой, ждем, пока он подсохнет, но не до конца (от 5 до 15 минут, он меняется в цвете). Потом сухой мягкой тряпочкой убираем борозды от лишнего воска, и оставляем его сохнуть, от 45минут до 1,5 часа. Если в помещении выше 23 0С, то следующий слой можно наносить через 45 минут, если холоднее, то через 1,5-2 часа. Можно проверить и в ручную готовность, это чистой и сухой рукой пройтись по модели. Если вы не почувствуете влаги от воска, и вам покажется слой суховатым, можно начинать протирать.

Если ваш болван отшлифован до глянцевой поверхности, то после того как воск подсох, модель лучше всего отполировать. Причем это нужно делать очень мягко и окуратно, чтоб не снять наложенный разделительный слой.

При применении только воска, рекомендуется наносить не меньше 7 слоев. Лучше всего не спешить, и увеличить интервал времени между нанесением слоев. Нормально будет наносить, по 3 слоя в день. Чем больше слоев, тем легче вам будет вынимать не только модель из матрицы, но и само изделие из формы. Не спешите, хотябы первое время.

Рекомендую еще приобрести, поливиниловый спирт. Он наносится на форму или на модели, кисточкой, либо тряпочкой, или пульверизатором.

Что это за спирт, и зачем он нужен, ведь нам нужно, чтоб было все дешевле?

С одной стороны, да. А с другой стороны, давайте сперва я объясню, что это такое.

Поливиниловый спирт, это некий состав, после нанесения которого, на форме или модели, образуется пленка, чем-то напоминающая полиэтилен. Очень легко смывается водой.

Опять, зачем это всё?

После обработки модели воском, и последующего ламинирования, модель выйдет из матрицы, без проблем. Потом матрицу нужно будет шлифовать и полировать. Воск с модели перейдет на матрицу, и в процессе шлифовки, наждачная бумага будет очень сильно забиваться. Уйдет много наждачки, пока не снимется весь слой воска. Или можно воск смыть ацетоном, или этилацетатом, но и он стоит денег.

Можно еще смывать воск мягкой проволочной щеткой для мытья сковородок с горячей водой и стиральным порошком. Это самый лучший и недорогой вариант смывания воска. Только это в тех случаях, когда ваш болван небыл отшлифован до глянца.

А поливиниловый спирт, после смывки водой, не оставляет на матрице воска. И по этому, можно сразу переходить к шлифованию.

Поливиниловый спирт, наносится одним разом и одним слоем.

Тогда зачем нужен воск?

Воск нужен для того чтоб предохранить модель или изделие от случайных пробелов после нанесения спирта. Хватает даже маленькой точки на изделии, которая не будет обработана разделительным слоем, и вся ваша работа пойдет насмарку. Это последующий ремонт матрицы, это потерянное время и материал, который ушел на изготовление изделия. И это очень плохо. Не рискуйте.

Ну, это то, что касается разделительного слоя.

Еще, поливиниловый спирт, высыхает, при температуре в 200С, в течение 1.5 часа.

Если у вас в цеху холодно, и вы в один день пришли на работу и увидели что в закрытой посуде, спирт высох, не спешите его выбрасывать, может он замерз.

Попробуйте его разогреть, он должен стать обратно жидким.

И после всего этого нашу модель оставляем сохнуть.

НА ЭТОМ С МОДЕЛЬЮ МЫ ЗАКОНЧИЛИ.

Словарь терминов      Содержание      Глава 2. Изготовление матрицы